Александра Александрова: «Народный танец нужно прожить»

Пожалуй, нет такого человека в Наро-Фоминске, который не знал бы о детской хореографической школе №1. Сколько поколений прекрасных танцоров народного жанра воспитано коллективами «Веселинка» и «Радость»! Душа ансамблей не стареет, пока есть люди, которые трепетно относятся к традициям народного творчества, с любовью и заботой передают свои умения и навыки следующим поколениям ребят. Александра Александрова, руководитель ансамбля «Радость», дочь Ирины Владимировны Зайцевой, чьё имя носит Наро-Фоминская хореографическая школа, как раз относится к числу таких людей.

- Александра, с чего начиналась «Радость»?
- Первым руководителем ансамбля был Анатолий Александрович Раздольский, он и основал танцевальный коллектив в 1950 году на базе клуба шелкового комбината. Руководители с годами сменяли друг друга: Борис Тимофеевич Богданов, Зоя Ивановна Ломакина, Василий Ефимович Макаров, Виктор Петрович Столяров. После ухода из коллектива Зои Ивановны мама взяла руководство ансамблем в свои руки.

- А как началась ваша история в качестве руководителя ансамбля?
- Она начиналась трагично. В 2009-м году мама тяжело болела... Мы тогда готовились к защите звания «народный коллектив», но поскольку мама была уже не в состоянии заниматься всеми вопросами, готовила коллектив к выступлению уже я при поддержке Любови Константиновны Фильчуговой. Защита была назначена на 14 февраля 2010 года, а 8 февраля мама умерла. Концерт проходил через несколько дней после похорон... Мы приняли решение не откладывать выступление и посвятить его памяти И.В.Зайцевой. Именно тогда Александр Николаевич Баранов со сцены объявил меня новым руководителем ансамбля «Радость»...

- Можно ли сказать, что вы выросли в ансамбле «Радость»?
- Да, это так и есть. Когда я родилась в 1987 году, мама создала при ансамбле коллектив-спутник «Веселинка». Начинала я танцевать именно в «Веселинке». Вся жизнь коллектива проходила на моих глазах.
Закулисье «Радости» было неотъемлемой частью нашего семейного досуга. Ребята выступали на концертах, затем приходили к нам домой, усаживались на диван в три ряда и пересматривали видеозаписи с выступлений. Папа рассказывал, что я знала весь репертуар «Радости» наизусть, потому что такие домашние посиделки были доброй традицией. Именно поэтому было легко вливаться в коллектив, когда стала постарше.

- Творчество стало профессией. А где именно вы обучались?
- Вообще у меня еще со школой были проблемы из-за постоянных концертов, гастролей. Параллельно с выступлениями в ансамбле мы занимались фольклорным пением в музыкальной школе. Я, конечно, окончила без троек, но все это было очень сложно совмещать, поэтому нужно было уходить после 9 класса. Хореографический колледж на тот момент принимал абитуриентов только после 11 классов, поэтому мама пообещала мне, что, если я отучусь в училище им. Гнесиных, то после окончания смогу поступить в хореографический. Так и вышло, я окончила Гнесинское по направлению «Хоровое пение», а затем поступила сразу на второй курс в Институт современного искусства на педагога-балетмейстера. Параллельно с обучением в институте в 2006 году началась моя карьера преподавателя в хореографической школе через два года после ее открытия.

- Такое разнообразие номеров можно было наблюдать на отчётном концерте...
- Мы постоянно работаем над расширением репертуара. У нас есть и болгарский танец, и удмуртский, и марийский, и закарпатский, и украинский, и молдавский, и танец казаков, ну и, разумеется, традиционные танцы различных областей нашей страны. Территорию бывшего СССР мы охватываем в творческом плане достаточно плотно.

- Номер «Некрасовские казаки» - достаточно необычный и выделяющийся на фоне общего многообразия. Как родилась эта идея, и каким образом ведётся подготовка подобных номеров?


- Некрасовцы – это переселенцы из Турции, вернувшиеся на землю своих предков. Именно время, проведенное на турецкой земле, наложило отпечаток на их национальную культуру, и в танце это видно, как нельзя лучше.
Я преподаю народно-сценический танец, и у станка стараюсь рассказывать про быт разных народностей, историю, душевное состояние, веру. Важно иметь полное представление о народе, танец которого исполняешь, его нужно прочувствовать.

- Откуда вы черпаете вдохновение для создания танцевальных номеров?
- Все всегда начинается с музыки. Если композиция мне понравилась, запала в душу, то дальше я уже начинаю с ней работать, придумываю движения. Если вдруг музыка не имеет отношения к определенной народности, размышляю, кому она подойдет. Затем с концертмейстерами разбираем композицию по нотам. Иногда помогают преподаватели из моего института.

- Бытует такое мнение, что подготовка танцоров народного жанра - одна из самых суровых, сложных в хореографическом плане и в какой-то степени порой даже жесткая.
- Ну, это скорее больше о классическом танце, поскольку у него есть теория, от которой отступать нельзя. Хотя народная хореография также сложная, но ею нужно просто жить. Этот дух передается из поколения в поколение так же, как мне передался от мамы. Народный танец нужно прожить, а когда это в радость, то нет никаких сложностей на пути.

- Правда ли, что от танцоров требуется хорошая физическая подготовка?
- Всему можно научиться. Детям совершенно не тяжело, а вот родители смотрят на них и не перестают удивляться, как им все это удается. Детям легко дается новая хореография, именно поэтому очень хорошо, что есть хореографическая школа. И уровень коллектива благодаря школе существенно вырос.

- Многие участники прошли весь путь от начальной группы вплоть до того, что неоднократно защищали вместе с коллективом звание народного?
- У нас сейчас в основной состав входит 31 человек и из них 10 человек, включая меня, прошли этот путь от «Веселинки» до «Радости» в наши дни.

- Кто являются самыми долго танцующими участниками коллектива?
- Это, конечно же, наши ветераны. Директор хореографической школы Наталья Валентиновна Кадыгроб, Ольга Павловна Тихонова, мой папа Сергей Зайцев, Михаил Семенов, Светлана Валдаева, Лидия Таланова и многие другие, а также педагоги: Ирина Десяцкова, Екатерина Гончар – люди, которые сейчас у нас преподают и при этом продолжают танцевать.

- Участвуют ли ветераны в каких-то конкурсах или же это - прерогатива основного состава «Радости»?
- В областном конкурсе русского танца в г. Люберцы в четвертой возрастной категории появляется новое направление - коллективы старше 30 лет, а также родители и преподаватели. И вот мы очень хотим в следующем году отправить наших ветеранов на этот конкурс.

- Вы много участвуете в конкурсах?
- Да. Именно там мы оттачиваем свое мастерство, проводим отбор. Например, был чемпионат России по народному танцу, где мы стали лауреатами первой степени, затем солисты ансамбля ездили с номером «Казаки» в Звенигород. На чемпионате были высочайшего уровеня танцоры из Грузии, Сибири, Урала... Поэтому было особенно приятно, что «Радость» встала с ними на одну ступень.
В ноябре 2015 года мы были на фестивале «Воскресенские вензеля». В прошлом году отправляли ребят из коллектива на Кипр, в Черногорию, а полным основным составом мы ездили в Китай на фестиваль. Вскоре дети поедут в Грузию, а в ноябре - на конкурс русского танца им. Т.А.Устиновой.

- Много времени отнимает работа в коллективе? Остается ли время на свою семью, личную жизнь?
- Я, конечно, стараюсь в омут с головой не уходить, потому что свою семью очень люблю, и они меня всегда поддерживают: когда я до девяти часов в школе на занятиях, муж укладывает ребенка спать, прихожу домой, а здесь уже готов ужин. Это, разумеется, очень приятно. Ну, и бабушки помогают по хозяйству и с внуками.

- А участники коллектива часто приходят к вам в гости? Встречаетесь ли вы в неформальной обстановке вне стен школы?
- В 2013 году, после очередной защиты, мы впервые за долгое время собрались основным составом в неофициальной обстановке, а уже после этого стали на дни рождения ходить, на Новый год всем коллективом. После апрельской защиты снова собрались у нас дома и, как в старые добрые времена было еще при маме, ребята сели в три ряда на диване, и мы пересматривали видеозапись с концерта. Я была очень рада этому, ведь это означает, что я все делаю правильно...
p.s. И, конечно, «Радость» готовится к концерту, который состоится на новоселье хореографической школы, здание которой, несмотря на возникающие трудности, строится.

Кристина МАЗЕИНА.
Фото Александра ОБРУЧНИКОВА.

 
По теме
17 апреля в Дворце культуры имени К.Маркса пройдет отчетный концерт музыкальной школы: На сцене будут звучать сольные выступления обучающихся, хоровых коллективов, ансамблевые номера,
Работают прекрасные специалисты - Газета Встреча Отделению детской хирургии Дубненской больницы исполнилось 3 года. Оно было открыто в марте 2021 года в условиях нового хирургического центра Дубненской больницы.
Газета Встреча